12 февраля

Как оказалось, 12 февраля в календаре русской православной церкви тесно связано с именем Святителя Григория.


Так, согласно легенде, в Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.


По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.


Вообще о Святителе Григории, который жил в IV веке н.э. имеется интересная историческая справка.
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, вселенский отец и учитель Церкви, родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским (память 1 января). Мать, святая Нонна († 374, память 5 августа), молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу. Как ей было открыто в сновидении, она назвала первенца Григорием. Когда сын выучился читать, мать подарила ему Священное Писание. Святой Григорий получил самое полное и разностороннее образование: после домашних занятий с дядей Амфилохием, опытным преподавателем риторики, он учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии. Затем для завершения образования будущий святитель отправился в Афины. На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время страшного многодневного шторма, он боялся только того, что «убийственные воды лишат его вод очистительных». «Двадцать дней и ночей, – рассказывает святой Григорий, – лежал я на корме корабельной, моля милосердого Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся».



Шесть лет провел святитель в Афинах, изучая там риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Его учителями были известный языческие риторы Гиморий и Проэресий. Вместе со святым Григорием учился святой Василий, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской († 379, память 1 января). Дружба, заложенная еще в школе Кесарии, выросла в глубокие духовные узы. Знакомство с Юлианом, будущим императором (361-363) – отступником от веры Христовой, обернулось скоро непримиримой враждой.


По завершении образования святой Григорий оставался некоторое время в Афинах и преподавал красноречие. Он прекрасно знал языческую дохристианскую философию и литературу.


В 358 году святой Григорий тайно покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он, почти в 30-летнем возрасте, принял от своего отца святое Крещение. Теперь он, для которого «более значило быть последним у Бога, чем первым у царя», колебался только в том, какой путь «предпочесть: созерцательный или деятельный».


По приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним.


По требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и принял сан пресвитера. Однако, чувствуя, что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью исполнять свой долг. Вскоре святому Григорию выпало трудное дело примирения епископа с паствой, которая осудила своего пастыря за подписание двусмысленного изложения догматов веры. Святой Григорий дал пастве время на изъявление первых чувств, а затем убедил отца открыто признать свою ошибку. После этого он, произнеся проповедь о необходимости примирения, достиг желаемого. Святитель Василий Великий поставил святого Григория епископом города Сасима, но, чтобы поддержать престарелого отца, святитель Григорий остался в Назианзе и после смерти отца некоторое время управлял паствой этого города.


По смерти Константинопольсього патриарха Валента в 378 году, Антиохийский Собор пригласил святителя Григория помочь Константинопольской Церкви, которая в то время более чем какая-либо другая была опустошена еретиками. Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на Патриарший престол. В 379 году он начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников. Он назвал эту церковь Анастасия («Воскресение»), веря, что именно в этом небольшом храме и начнет воскресать Православие. Повсюду господствовали еретики – ариане и аполлинаристы. И чем громче звучала его проповедь, тем более увеличивалось собрание храма и тем сильнее росло сопротивление еретиков. В ночь на Пасху 21 апреля 379 года, когда святитель Григорий совершал Крещение новообращенных, толпа вооруженных еретиков ворвалась в храм и обрушила на православных град камней, умертвив одного епископа и ранив святого Григория. Но терпение и кротость святого были его лучшей броней, а слово собирало православных.


Сочинения святителя Григория – слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником достойным истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу – Слову: «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: – это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; все, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно – спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к Небу и усердный сподвижник». Чтобы достойно проповедовать Слово Божие, святой тщательно готовил и обрабатывал свои творения.


В пяти проповедях – «Словах о Богословии», обличая склонных к многословным рассуждениям последователей Евномия, святитель Григорий, прежде всего, дает точные определения, кто с кем и когда может богословствовать. О Боге могут рассуждать только опытные, преуспевшие в созерцании и, прежде всего, чистые душой и телом, или по крайней мере очищающие себя. Рассуждать о Боге можно только с тем, кто приступает к этому с усердием и благоговением. Объяснив, почему Бог скрыл от человека Свою сущность, святой Григорий указывает, что «облеченным плотию нельзя увидеть умственных предметов без примеси телесного». Богословствовать позволительно лишь тогда, когда мы бываем свободны от внешних впечатлений вещества и от возмущения, когда вождь наш – ум не прирастает к нечистым преходящим образам. Отвечая евномианам, полагавшим с помощью логических умозаключений постичь Божественную сущность, святитель объяснял, что человек познает Бога, когда его богообразное и божественное начало, т. е. ум, соединяется с родственной Сущностью. Далее на примерах патриархов, пророков, апостолов показано, что для земного человека сущность Божия непостижима. Приводил святой Григорий и пример суетного лжемудрствования Евномия: «Бог родил Сына или по Своей воле, или против воли. Если Он родил против воли, то Он потерпел принуждение. Если по Своей воле, то Сын есть Сын хотения». Опровергая такое рассуждение, святитель показывает вред, наносимый им человеку: «Сам ты, который говоришь так необдуманно, по желанию или не по желанию своего отца произошел? Если не по желанию, то и отец твой потерпел насилие. От кого же это? На природу указать ты не можешь: она чтит целомудрие. А если по желанию, то из-за нескольких слогов ты сам себя лишаешь отца; ибо становишься уже сыном хотения, а не отца». Затем святой Григорий обращается к Священному Писанию, с особым вниманием разбирая места, где указывается на Божественную природу Сына Божия. Многократные толкования святого Григория на Священное Писание посвящены раскрытию мысли, что Божественная сила Спасителя действовала даже и тогда, когда ради спасения человека Он принял на себя немощное естество. Особое место в проповедях святителя Григория занимает полемика против евномиан, хуливших Святого Духа.


Внимательно исследуя все, что говорится в Евангелии о Третьем Лице Пресвятой Троицы, святитель опровергает ересь евномиан, отвергавших Божество Святого Духа. Он приходит к двум основополагающим выводам. Во-первых, читая Священное Писание, надо отказаться от слепого буквализма и научиться понимать его духовный смысл. Во-вторых, в Ветхом Завете Дух Святой действовал прикровенно. В Новом Завете «Дух Святой обитает с нами и яснейшим образом обнаруживает Себя пред нами. Пока не признавали Отца Богом, не безопасно было проповедовать о Сыне, и пока не приняли Сына, не безопасно было, выражусь несколько смело, обременять нас Духом Святым. Божество Духа Святого – предмет высокий. Вот пред тобою множество свидетельств. Христос рождается – Дух Святой предшествует; крещается Христос – Дух свидетельствует; Христос совершает чудеса – Дух сопутствует; Христос возносится – Дух приходит вместо Него. И что же есть великого и Божественного, чего Он не мог бы? Какое Имя, принадлежащее Божеству, не принадлежит Ему, кроме нерожденности и рожденности?.. Я изумляюсь, когда вижу такое богатство названий, – трепещу, когда подумаю, какие Имена хулят те, которые восстают на Духа!»


Содержание проповедей святителя Григория этим не исчерпывается. Им написаны: пять похвальных слов, девять толкований на праздники, два обличительных слова на Юлиана Отступника – «два столба, на которых неизгладимо записано нечестие Юлиана для потомства» и проповеди на другие темы. Всего сохранилось 45 проповедей святого Григория. Письма святителя принадлежат к лучшим богословским творениям. Все они мастерски обработаны и в большинстве своем кратки. В своих гимнах святитель Григорий, как и во всем, жил для Христа. «Если у еретиков длинные слова, – новые псалтыри, разногласятся с Давидом, и – приятные стихи почитаются третьим Заветом: то и мы будем петь псалмы, и мы станем писать много, и мы будем составлять метры», – говорил святитель. О своем поэтическом даре святитель писал так: «Я – Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним». Слава о православном проповеднике распространялась по Востоку и Западу. А святитель жил в столице империи как если бы он жил в пустыне – «пища его была пища пустыни; одежда – одежда нужды; обхождение простое, близ двора – ничего не искал он у двора». Во время болезни святителю был нанесен удар. Тот, кого он считал своим другом, философ Максим, был тайно посвящен на место святителя Григория в самом Константинополе. Пораженный неблагодарностью Максима, святитель решил оставить кафедру, но верная паства удержала его. Народ изгнал самозванца из города. 24 ноября 380 года в столицу прибыл святой царь Феодосий Великий и, подтвердив свой указ против еретиков, вернул православным главный храм, куда торжественно ввел святителя Григория. Вскоре на жизнь святителя было подготовлено покушение, но тот, кто должен был стать убийцей, сам явился к святому со слезами раскаяния. В 381 году на Втором Вселенском Соборе святитель Григорий был утвержден в сане Константинопольского Патриарха. По кончине Антиохийского Патриарха Мелетия святитель председательствовал на Соборе. Надеясь примирить Запад с Востоком, он предлагал признать Антиохийским Патриархом Павлина. Когда же прибыли те, кто и ранее действовал против святителя Григория в пользу Максима, многие, особенно египетский и македонский епископат, не захотели считать святого Патриархом Константинопольским. Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви: «Пусть буду я пророком Ионою! Не виновен я в буре, но жертвую собою для спасения корабля. Возьмите и бросьте меня… Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь охотно схожу с него». Объявив императору о своем желании оставить столицу, святитель Григорий еще раз явился на Собор, в прощальном слове попросив отпустить его с миром. По возвращении на родину, заботясь о порабощенной аполлинаристами назианзской пастве, он назначил епископом благочестивого Евлалия и удалился в любезное своему сердцу уединение в Арианз. Не оставляя пустыни, святитель с ревностью к истине Христовой утверждал Православие своими письмами и стихами. В 389 году, 25 января, преставился тот, кого Церковь почтила именем, усвоенным любимому ученику Христову – святому евангелисту Иоанну.


«Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе», – говорил святитель Григорий Богослов. В своих творениях святитель Григорий, как и первый Богослов, весь обращен к Предвечному Слову. Преподобный Иоанн Дамаскин в первую очередь руководствуется святителем Григорием Богословом в своем «Изложении веры». Тело святителя Григория было погребено в Назианзе. В 950 году святые мощи были перенесены в Константинополь в церковь Святых Апостолов. Позже часть мощей была перенесена в Рим. Предание сохранило черты святого: «лице смиренно, бледно, брови возвышенныя и густыя, взор кроткий, брада не длинная, но густая и широкая». Уже современники называли своего архипастыря святым. Православная церковь, называя святителя Григория вторым Богословом и таинником, светлым прописателем Святой Троицы, в Богослужебных песнопениях так обращается к нему: «Богословским языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждою свыше истканною Церковь украсил еси: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший».

Первая прогулка

Сегодня 25.02.2009 г. Гриша первый раз совершил короткую прогулку на балконе. В этом ему помогла мама. Погуляли не долго минут 10, в целом впечатления остались положительные. Единственный минус в слишком долгом одевании-раздевании.

На 23 февраля Гриша как представитель лучшей половины этого человечества получил подарок от тети Насти и дяди Леши в виде мобиля (хрень плюшевая с погремушками), но Грише понравилось, тем более она музыкальная.

Первая соса

Гриша начал потихоньку приучаться к сосе. Мера не совсем хорошая, но вынужденная. Первый раз соса вылетела почти до потолка. Теперь же приходит на помощь в самые трудные минуты.

 Пока еще с руками не совсем справляемся, они пока еще существуют и фуциклируют в автономном порядке, чем частенько доставляю неудобства.


Такое ощущение, что с каждым днем взгляд становиться все более осознанным. Иногда как посмотрит, сразу понимаешь что он в этот момент чувствует.

Ахтунг колики

Сегодня один из первых ненастных дней, вернее ночей. У Гриши начались колики … Они то беспокоят, то отпускают на день на два. Помогаем чем можем, в основном массажем и кормлением. Но Гриша с достоинством переносит тяготы и лишения и все недовольство выхдает через рев …

Принц и нищенка

Рождение Гришы стало началом новой эпохи в жизни семейства Мироновых. Появился новый член семьи, новые радости, новые чувства … Но для кого-то в жизни наступила черная полоса.
Суша. Когда то она была пупом жилища Мироновых. Ее любили все – и папа и мама, бабушка и гости. Ей позволяли залазить в постель, ходить в ванну, сидеть и смотреть за семейным обедом и даже кормили с рук …. пока не появился он.
С рождением Гришы ее удалили со двора и она впала в немилось. Теперь путь на кровать для нее закрыт, никакого кормления с рук, утренние и вечерние муры-муры отменили, от мамы можно слышать только “Уйди”, “Слезь” и “Кыш”. Несмотря на все тяготы и лишения жизни Суша продолжает принимать активное участие в жизни семьи. Она постоянно рядом: Гриша кричит – она спешит на помощь, Гриша в ванне – она уже там, Гриша еще в коляске не катался, зато Суша уже опробовала все ее ходовые качества.
Ничто не проходит мимо ее зоркого ока. Она продолжает бороться за место под солнцем. Она не знает что ее ждет впереди, но прото так она не сдастся …

Здоровый сон и здоровое питание – залог быстрого роста

В эти несколько дней Гриша вел себя очень хорошо. В основном он находился в одном из указанных состояний – либо ел, либо спал. По времени Гриша ест от 30 минут до 1,5 часов, спит он так же от 30 минут до 4-х часов, что бывает крайне редко. Еще он непродолжительное время гуляет – это когда он спокойно лежит с открытыми глазами и смотрит вокруг. Еще одно состояние – рев (боли в животике, вызов тити, жарко, холодно и т.д.).


При детальном изучении всего тела Гриши оба родителя пришли к единому мнению, что большинство сынок взял от отца. Больше всего умиляет вихор на лбу. Отец и все, встречающиеся ему на жизненном пути парикмахеры пытаются найти пути для борьбы с вихром. Видимо Грише тоже придется выбирать свой стиль с учетом этой небольшой особенности :)))

Ножки в целом, и даже все пальчики на ступнях, полностью копируют папины заготовки.

Руки и пальцы рук похожи на папины, пальцы длиннее маминых и в целом кисти рук более загребущие.

Первое купание и первые колики

Вчера, то есть 17.02.2009 г. Гриша принял первую ванну. Перед таким важным событием его нарядили в одежды, которые ему еще большеваты. Вот в таком наряде он ожидал водных процедур. Для первого купания собралась большая компания: мама, бабушка, тетя, дядя, брат и конечно же папа.
Конечно же из-за долгой паузы, что было вызвано отсутствием достаточного объема холодной кипяченой воды, Гриша встретил водные процедуры громким бойцовским криком и хаотичным размахиванием частями тела.

Но в целом все закончилось благополучно и в итоге он читый и сытый лег с папой полежать.
Лежа на кровати, Гриша спокойно и тихо изучал все что твориться вокруг него, предоставив возможность отцу сделать несколько крупных планов, как говориться, для истории.
Засохшие остатки материнского молока на губах, щеках и подбородке смотряться просто замечательно :)))

Все 18 число Гриша вел себя отлично, лишь к вечеру у него разболелся животик. Первые колики также были отмечены непрекращающимся плачем и последующим сном (крик все же энергоемкое занятие).

Приезд домой

Примерно в 14.30 Гриша вместе с мамой совершили свое первое путешествие и приехали домой. При выписке Гриша проявил свой характер и всем дал понять, что долго парить его в 33-х одежках не стоит.

После приезда, первым делом счастливый отец произвел осмотр. После приезда и вкусного обеда Гриша завалился спать на 4 часа.

Сегодня состоялось первое свидание папы с мамой и сыном. Спустя примерно 5-6 часов после рождения Гришу познакомили с папой. Гриша был на удивление спокоен и при встрече раскрывал свои большие глаза и казалось внимательно разглядывал всех окружающих.

Пообщались совсем недолго, минут 10, но эмоций и впечатлений хватило до выписки из роддома.